Школа для пациентов с сахарным диабетом

В последние годы вопрос о том, нужно ли обучать больных диабетом, практически не обсуждается. Учитывая, что обучение пациентов является одним из важнейших аспектов деятельности врача общей практики, реализация образовательных программ для больных сахарным диабетом должна стать одной из первостепенных задач, которые должны решаться в условиях общей практики.
Программы обучения больных.
Программа обучения пациентов должна быть составлена по принципу разумной достаточности». Это означает, что все теоретические сведения, преподаваемые больным, должны иметь четкую направленность, т. е. доступно объяснять патогенез основных симптомов и состояний при сахарном диабете, обосновывать необходимость лечебных и профилактических мероприятий.
Для обучения пациентов с сахарным диабетом возможно использовать следующие формы:
1.  Индивидуальное обучение, рекомендуемое чаще для детей, а также при первичном обучении взрослых с впервые выявленным диабетом и беременных, заболевших сахарным диабетом. Предлагаемая форма обучения проводится по интенсивной программе с четкими инструкциями по правилам контроля диабета и по практическим аспектам лечения инсулином и диетотерапии.
2.Групповое обучение пациентов, имеющих «стаж» заболевания и личный опыт контроля диабета. Групповое обучение может базироваться:
— на формальных инструкциях, как при проведении индивидуального обучения;
— на совместном обсуждении с пациентами основных теоретических вопросов лечения диабета с анализом понимания и усвоения и обязательным практическим тренингом.
Организация «школ для больных сахарным диабетом.
По мнению экспертов ВОЗ, эффективность любой программы обучения может быть обеспечена только при ее правильной организации. Результаты проведенных за рубежом исследований свидетельствуют о большей эффективности первичной помощи больным сахарным диабетом, оказываемой в условиях общей врачебной практики. Сравнительный анализ результатов работы школ для пациентов, организованных в специализированных диабетологических центрах и в отделениях семейной медицины, показал их одинаковую эффективность. В то же время обучение пациентов врачами и медсестрами общей практики с использованием стандартизированных программ более выгодно с экономической точки зрения, а также более приемлемо для пациента.
Важнейшей задачей школы для больных является формирование и поддержание у больных стойкой мотивации, направленной на реализацию полученных в ходе обучения знаний и навыков в повседневной жизни. Успех обучения определяется формированием мотивации больных, использованием обратной связи, тренировки и повторения. Мотивация — это интерес и желание больного обучиться и выполнять необходимые терапевтические действия.
Во время занятий ведется непрерывный непрямой контроль усвоения материала, достижения целей обучения; проверяются практические навыки. Все рекомендации даются не в форме жесткого ограничения привычек и образа жизни больного, а в виде поиска путей к большей независимости от заболевания при поддержании хорошего качества лечения.